Непростые дети — это не просто так
Содержание
Причиной проблем развития ребенка может оказаться органическое нарушение или функциональное расстройство нервной системы. Эти факторы могут быть как первичными, так и вторичными.
Первичные причины — это те воздействия, которые имели место во внутриутробный период, либо незадолго до рождения, в процессе рождения и сразу после него. Эти факторы в какой-то момент неблагоприятно повлияли на центральную нервную систему. Они создали условия для недоразвития или искаженного развития структур мозга.
К первичным причинам относятся, например, различные хромосомные нарушения. Это могут быть гипоксия или гипотрофия плода. Подобные явления чаще всего связаны с проблемами здоровья матери. Прежде всего это проблемы сердечно-сосудистой системы, метаболические нарушения, перенесенные во время беременности заболевания. Зачастую такие состояния возникают и у здоровых женщин, и это обусловлено неправильным образом жизни в период беременности.
Вторичные причины — это воздействия, повлиявшие после рождения. Чаще всего это заболевания и травмы. Отсутствие нормальных условий развития, эмоционального контакта с близкими, особенно с матерью — все это тоже может сказаться негативно на психическом развитии в целом.
Конечно, причины первичные имеют наиболее серьезные последствия. Чаще всего дефектологи, логопеды, нейропсихологи, а также врачи-психиатры и неврологи — сталкиваются именно с результатом воздействия таких причин.
Рассмотрим для примера причины нарушения речи у детей.
Мы представили в этой гистограмме как первичные, так и вторичные факторы. И среди первичных мы видим, что самый распространенный фактор — курение матери во время беременности. А среди вторичных самое большое влияние имеют заболевания в первый год жизни.
Причина проблем развития — найти и обезвредить любой ценой?
Разумеется, если причина продолжает свою работу, то найти источник проблемы и устранить его его как можно скорее — просто необходимо. Например, если опухоль мешает правильному кровоснабжению соответствующей зоны коры головного мозга, ее нужно удалить. Или если в организме присутствует нейротоксическая инфекция — возбудителя тоже надо как можно скорее нейтрализовать.
Однако зачастую точно определить причину нарушения просто невозможно. Даже если есть явные органические поражения мозга, которые легко увидеть по результатам различных исследований. А если проблемы обнаруживаются лишь на функциональном уровне, то «найти виноватого» еще сложнее.
Многие родители, услышав неутешительный диагноз , начинают метаться в мучительных поисках. Кто из них является носителем причины? С чьей стороны сыграли наследственные факторы? Они тратят огромные деньги на всевозможные генетические исследования. Благо, современная наука имеет в своем арсенале достаточно средств, чтобы ответить на такие вопросы.
Но если мы зададим вопрос не науке, а самим таким родителям —
А что вы будете делать с этой информацией, когда получите ее в самом исчерпывающем виде? Ну найдете вы носителя такого-то гена среди своих родственников до седьмого колена — и что? Как это поможет вашему ребенку преодолеть трудности социализации и обучения?
Понятно, что делать с этими данными нечего. А на всевозможные поиски уходит драгоценное время.
Ранняя коррекция — залог успеха
Большинство нарушений нервно-психической сферы поддаются коррекции в той или иной степени. В том числе явления задержки психоречевого развития (ЗПРР). И наилучшие результаты достигаются при самом раннем начале работы со специалистами. А именно — до 2 лет, а в идеале и раньше, в доречевом периоде.
Если ваш ребенок имеет риски развития подобных проблем, вам следует обратиться к врачам и специальным педагогам еще до появления первых признаков нарушения. Специалист подготовит вам к возможным трудностям и объяснит, как правильно организовать жизнь ребенка, как построить общение с ним, чтобы ваши опасения не подтвердились или чтобы коррекция была начата своевременно.
как нипрастой рибенок ставлю лайк ??
Полезная, но сложная статья! Пока думаю как тут все применить. Надо проконсультироваться с врачом!
Выявление патологий ещё в утробе матери даёт возможность родителям решить, готовы ли они взять на себя такую ответственность. А выяснение причины появления этой патологии тоже не мало важно. Адекватные взрослые это делают не для того чтобы найти козла отпущения, а для того чтобы находить возможные варианты решения проблемы. И если семья решится иметь ещё одного ребёнка то они будут иметь возможность контролировать или стараться предотвратить подобные последствия.
Светлана, согласна с Вами! Но дело в том, что причины не всегда понятны даже при проведении всех возможных исследований. Я сама с этим столкнулась, и мне врачи так и сказали — нет смысла искать причину. Нужно работать с тем, что имеем на текущий момент, и не терять времени. Однако насчет выявления генетической предрасположенности к нарушениям ЦНС при планировании последующей беременности — очень ценное замечание!
Это так важно научиться общаться с проблемным ребенком, но главное — научить общество правильно относиться к таким детям
Это точно! Важно, чтобы окружающие понимали не только проблемы, но и потенциал детей с задержкой психического и психоречевого развития. Многие из них с помощью профессионалов и при максимальной поддержке со стороны близких, могут преодолеть задержку в той или иной степени, иногда полностью.
Согласна с Александрой насчет правильного отношения к детям с задержкой речевого развития. В первую очередь важно обеспечить ребенку благоприятную речевую среду в семье: терпеливо слушать, корректно просить повторить непонятую фразу. Ребенок в такой семье не чувствует себя неполноценным, участвует наравне со всеми в общей беседе, высказывается не волнуясь что его не поймут. Уверенный в себе ребенок не стесняется общаться с другими, успехи в одной области способствуют успехам во многих других.
Елена, спасибо! Очень ценный комментарий!
Поддерживаю, Елена! Успех очень важен для таких детей. Неуспешность же и эмоциональное неприятие, напротив, усугубляют проблему.
Анна, спасибо! Вы, безусловно, правы!